Детский сад Солнышко
Ещё один сайт на WordPress

Педагог-психолог

Автор: Администратор
March 28th, 2018

 

Песочная арт-терапия – пожалуй, самое распространенное и любимое младшими дошкольниками упражнение, отвечающее всем вышеперечисленным требованиям.Все, что нужно для песочной арт-терапии – это обыкновенный ящик с песком, или песочница. Рисуя сухим или мокрым песком, строя из песка замки, создавая песочные фигуры, ребенок развивает тактильные ощущения, раскрепощается, самовыражается.

  • Рисование песком – 

    Песок для детей остается наиболее притягательным материалом. Рисование песком – новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка.

 

Данный вид рисования – один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется Sand art, т. е. “искусство песка”. Песок – та же краска, только работает по принципу “света и тени”, прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира.

Помимо приобретения и освоения навыков рисования, рисование песком содержит общеразвивающую и психоэмоциональну составляющую, в основу которой положена методика Песочной терапии.

Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах.

  • Развивающая программа рисования песком нацелена на решение следующих задач: 
  • Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение), процессы саморегуляции;
  • Развивать сенсорно-перцептивную сферу, творческий потенциал ребенка, формировать коммуникативные навыки;
  • Тренировать мелкую моторику рук;
  • Гармонизировать психоэмоциональное состояние; 
    формировать установку на положительное отношение к себе.

Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.


                  Советы психолога

 


                                 

         Адаптация ребенка

Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношения, происходит адаптация организма к окружающим влияниям. Организм ребёнка постепенно приспосабливается к определённой температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих ребёнка взрослых, у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму, способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

В случае, если установленный в семье порядок почему-либо изменяется, обычно поведение ребёнка временно нарушается. Эти нарушения уравновешенного поведения объясняются тем, что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям, у него не могут быстро затормозиться старые связи, а вместо них также сформироваться новые. Недостаточно развиты у ребёнка адаптационные механизмы, в частности слабые тормозные процессы и относительно мала подвижность нервных процессов. Однако, мозг ребёнка очень пластичен, и если эти изменения условий жизни происходят не так часто и не очень резко нарушают привычный образ жизни, то у ребёнка, при  правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остаётся каких-либо отрицательных последствий, т. е. ребёнок адаптируется к новым условиям своей жизни. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т.е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей  проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния.К таким нарушениям относят:

  • нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)
  • нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)
  • меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).

Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:

  • повышение температуры тела
  • изменения характера стула
  • нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.)

Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания  в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней или даже позже. По всем этим признакам выделяются определённые группы, к которым принадлежит ребёнок по характеру поведения при поступлении  в детское учреждение. В зависимости от того, к какой адаптационной группе принадлежит ребёнок, будет строиться работа с ним. Очень часто встречаются ситуации, когда ребёнка нельзя однозначно определить в ту или иную адаптационную группу. Т.е. модель его поведения находится не “стыке” двух групп, т. е. является пограничной.  Своеобразный переход из одной адаптационной группы в другую показывает динамику развития процесса привыкания ребёнка к условиям детского учреждения. Далее приведена таблица, в которой представлены3 адаптационные группы, о которых говорилось выше.

Ниже приведена информация, следуя которой родители и воспитатели сделают адаптационный период более лёгким и безболезненным. Итак, что должны знать и уметь родители:

  1. Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми,  детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке, около дома т.е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретённые умения и навыки в обстановку детского сада.
  2. Неформальное посещение детского сада. Т.е. прогулки по территории и сопроводительный рассказ о садике, причём рассказ должен быть очень красочный и, несомненно, позитивный. Старайтесь в своём рассказе показать ребёнку, как весело и хорошо другим детям в детском саду.
  3. Т.к каждый поступивший ребёнок требует к себе внимательного индивидуального подхода, то принимать детей следует постепенно, по 2-3 человека, с небольшими перерывами (2-3 дня).
  4. В первые дни ребёнок должен пребывать в группе не более 2-3часов.
  5. Для первых посещений рекомендуются часы, отведённые дляпрогулок, игр. Это позволяет быстрее определить группу поведения ребёнка, наметить правильный подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов.
  6. Установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя должно осуществляться в привычной обстановке в присутствииблизкого человека. В первый день кратковременное знакомствос воспитателем, направленное на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребёнком ивоспитателем в новой ситуации.
  7. Очень полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель, родители и ребёнок.
  8. Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском учреждении.

 

НЕОБХОДИМО:

  • до приёма выяснить режим, применяемый в семье, индивидуальные особенности поступающего ребёнка (анкета).
  • в первые дни не нарушать, имеющиеся у ребёнка привычки, нужно постепенно менять режим и приучать ребёнка к новому укладу жизни.
  • приблизить домашние условия к особенностям д/с: внести элементы режима, упражнять ребёнка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя обслуживать и т.п.

Возвращаясь к вышеуказанной таблице, хочу заметить, что в зависимости от уровня навыков общения ребёнка, контакт, устанавливаемый с семьёй, должен быть дифференцирован, т.е.  в соответствии с группой адаптации ребёнка должны быть определены объём и содержание работы с семьёй. Так, по отношению к детям первой группы, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьёй должна быть более глубокой и объёмной, предусматривать тесный контакт членов семьи с воспитателями и психологом дошкольного учреждения.

Сразу хочу заметить, что не все  мгновенно увидят плоды своих трудов, адаптация некоторых детей может протекать от 20 дней до2-3 месяцев. Особенно, если ребёнок заболел, в процессе адаптации. Иногда, после выздоровления, ребёнку приходится привыкать заново. Но, хочу Вас заверить, что это не показатель. Не следует беспокоиться, глядя на ребёнка подруги, который с первых дней вошёл в новую среду без особых осложнений. Повторюсь, что все дети разные, каждый индивидуальность, к каждому нужен свой подход. Я думаю, что с Вашей помощью мы найдём ключик к каждому ребёнку. Богатый опыт и знания воспитателей, Ваша любовь и забота, иными словами согласованная работа с семьёй, опирающаяся на знания возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей ребёнка и необходимых условий воспитания ребёнка до поступления в детский сад, позволит решить проблему адаптации на должном уровне.

При лёгкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца, у дошкольников – за 10 – 15 дней. Отмечается  незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней  объём съедаемой ребёнком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается.

 


 

 

«Как предотвратить приступ истерики у ребенка».

 

 1. Научитесь предупреждать вспышки истерики. Ребенок скорее раздражается плачем и криком, когда он устал, проголодался или  чувствует, что его торопят. Постарайтесь предвидеть такие моменты: не отправляйтесь в магазин за покупками, когда ребенок проголодался; собираясь в сад; не предлагайте надеть одежду, которую ребенок не любит.

 2. Переключайте внимание ребенка на действия. Маленькие дети более склонны реагировать на просьбу родителей сделать что-либо – так называемые команды «вперед», чем прислушиваться к просьбе прекратить это делать. Поэтому, если ребенок кричит и плачет, попросите подойти к вам, дайте ему что-нибудь в руки, вместо требования прекратить крик.

 3. Назовите ребенку его эмоциональное состояние. Малыш может оказаться неспособным выразить словами свое чувство ярости. Чтобы помочь ему контролировать свои эмоции, вам следует присвоить им определенное название, например: «Может быть ты сердишься потому, что не получил пирожное?». Дайте ему четко понять, что, несмотря на чувства, есть определенные пределы его поведения. Это поможет ребенку понять, что в некоторых ситуациях такое поведение не допускается.

 4. Скажите ребенку правду относительно последствий. При разговоре часто бывает полезным объяснить, что влечет его поведение. Объясните просто: «Ты ведешь себя плохо, и мы не позволим этого», «Если ты будешь продолжать, тебе придется уйти к себе в комнату».


 

КАК ПРАВИЛЬНО ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ

 

Что стоит за «плохим» поведением?

педагог-психолог советует …

Случается,  что ребенок регулярно демонстрирует негативное поведение: показное  непослушание, физическую или вербальную агрессивность, жестокость,  злоупотребляет своими способностями.

 

Следует одновременно сделать три вещи:

  1. Определить возможные факторы, обусловливающие поведение ребенка, и приступить к их изменению.
  2. Создать дома или группе детского сада атмосферу заботы, понимания, поддержки и поощрения, чтобы у детей отпала необходимость демонстрировать вызывающее поведение.
  3. Конструктивно вмешиваться в тех ситуациях, когда дети ведут себя плохо, корректировать такое поведение, обучать навыкам самоконтроля и самоуважению.

 

Как быть…

 

  • У любого плохого поведения есть причина, хотя порой ее трудно обнаружить.
  • Плохое поведение «срабатывает», и ребенок получает то, что он хочет (игрушка, внимание).
  • Плохое поведение может быть «нормой» – типичным для того, что ребенок видит дома.
  • Плохое поведение может быть способом выражения гнева, страха или других эмоций. Ребенок просто не знает способа правильного выражения.
  • Потеря контроля может быть вызвана физическими обстоятельствами:  плохим питанием, самочувствием, аллергией, аутизмом или отставанием в  развитии.
  • Дети чувствуют себя беспомощными, ненужными и утверждают свою силу и правоту.
  • Дети не знают другого способа получить то, что они хотят.

 

Понимание может быть главным способом оказания помощи ребенку.

 

Эффективной стратегией помощи детям, демонстрирующим негативное  поведение, является предоставление им самостоятельности. У детей должна  быть возможность самостоятельно делать выбор, принимать на себя  лидерство и ответственность. Детям важно, чтобы их принимали всерьез и

 поручали сложные задания.

 

Еще один способ профилактики плохого поведения состоит в том, чтобы  ясно объяснять детям, чего от них ждут. Следует готовить успех детей, а  не подлавливать их на ошибках и воспитывать на отрицании их поведения.

 

Наименее эффективный способ реагирования – наказание.

 

Большинство детей, демонстрирующих негативное поведение, уже  чувствуют себя деморализованными и слабыми. Наказание только обостряет  их чувства, ухудшает реакцию на воспитателя, приводит к соперничеству  между ребенком и взрослым вместо доверия и уважения.

 

Как и за что хвалить ребенка?

 

Все мы  хотим, чтобы нас заметили и похвалили. Чего хочет ребенок, который  протягивает вам только что выполненный рисунок и спрашивает: «Красиво?»

 Возможно, он чувствует себя незащищенным, или у него низкая самооценка,  или он хочет установить контакт, или ищет подтверждения правильности  своих действий, или…

 

Может быть, просто сказать: «Молодец, красиво»? Так чаще всего мы и поступаем. Так чаще всего поступать и не стоит.

 

Как быть…

 

Итак, ребенок показывает картинку, которую только что нарисовал.

Вы (рассматривая с искренним интересом, с одобрением в голосе): «Ты  нарисовал вот здесь большой дом… из трубы идет густой дым… а внизу я  вижу что-то синее, здесь еще пустое место…»

 

Когда продукты деятельности ребенка встречают такой безоценочный  прием, когда проявляется внимание к деталям, ребенок, как правило,  забывает исходный вопрос и начинает осознавать свои действия. Можно  слышать, как ребенок подхватывает слова взрослого, включается в  разговор и комментирует рисунок: «У меня здесь три окна – одно маме,  второе папе, а это – для меня и Тузика. А вот здесь у меня речка. Тут  будет машина, я еще не успел нарисовать, сейчас нарисую…» Вдумайтесь в

 эти слова, почувствуйте, как меняется состояние ребенка. Если в самом  начале была зависимость от слова взрослого, то в ходе разговора ребенок  не только получил желаемое одобрение, но и почувствовал неформальную  заинтересованность, утвердился в своих достижениях, включился в

 общение, увидел перспективу своих действий.

 

Теперь ребенок свободен и сам оценивает свою работу.

 

Вам показалось, как всегда, слишком длинно?

Используйте  иногда короткую фразу: «Важно не то, что я считаю красивым, а то, что  ты сам думаешь о своем рисунке». «Важно то, что думаешь ты сам».

Еще пример:

– Посмотри, что я делаю.

– Ты играешь с глиной.

– Что мне сделать?

– Ты можешь сделать все, что захочешь.

– Ладно, я сделаю птичку.

– Ты решил сделать птичку.

Старательно лепит, наконец поднимает руку с вылепленной птичкой.

– Вам нравится?

– Ты очень старался.

В конечном счете важно, что думаем мы сами.

 

Когда и как помогать ребенку?

 

Маленький, беспомощный – как ему не помочь. Одеваем, обуваем, водим рукой, подсказываем слова, говорим и думаем за него…

 

Возмущаемся: какой несамостоятельный! Тревожимся: научится ли? В  результате перестраховываемся и лишаем ребенка возможности  реализовывать свои компетенции и приобретать компетентности.

 

На что ребенок имеет право, то есть что в его компетенции:

 устанавливать отношения и общаться с разными людьми, высказывать свои  суждения, мысли и чувства, начинать и совершать совместные действия,  пробовать и ошибаться, делать по-своему, а не по образцу и многое  другое.

 

Как быть…

Прежде чем помогать, следует понаблюдать – а требуется ли помощь?

Подумать, чем вызвано желание помочь: потребностью ребенка или  желанием взрослого ускорить события (быстрее одеть), придать игре  нужное русло (по сути, переключить), услышать желаемый ответ, увидеть  ожидаемое действие (сделать за него).

 

Помогать следует тогда, когда ребенок просит о помощи.

 

А теперь – как.

 

Сначала спросите: что ты хотел сделать, что именно у тебя не  получается, как бы ты хотел это сделать, если бы умел сам. Какая помощь  тебе нужна, чем я могу помочь тебе, кто может помочь, к кому бы ты

 обратился за помощью?

 

Таким образом вы поможете ребенку осознать затруднение и оформить его словами.

После того, как затруднение будет обозначено, можно правильно  определить, какая помощь нужна – подсказка, поддержка, одобрение,  подтверждение правильности действий, показ и т. п.

 

Если ребенок будет иметь возможность действовать осознанно и самостоятельно, он будет приобретать собственный уникальный опыт.

 

Таким образом мы будем способствовать развитию его компетентности и автономности.

 

Как поддерживать у ребенка положительную самооценку?

 

Ребенок  с развитым чувством самоуважения доброжелательно относится к  окружающим, терпим как к своим собственным, так и к чужим слабостям.  Самонадеянность или эгоизм часто являются результатом недостаточного  самоуважения – не чувствуя уверенности в себе, ребенок может вести себя

 агрессивно и высокомерно, защищаясь от того, что он сам воспринимает  как агрессию или превосходство других

 

Что можно сделать…

  • Самый эффективный способ – помочь ребенку обнаружить свои сильные стороны. Иногда задатки очевидны, например ребенок может иметь чудесный голос и  хорошее чувство ритма. Чаще способности менее заметны, однако они точно  есть. Например, некоторые дети удивительно чувствительны к трудностям  других людей. У других хорошее воображение, помогающее им находить

 новые решения задач. У третьих милый, добродушный характер.

 

  • Развивать сильные стороны, а не исправлять слабые – еще одна позитивная стратегия.

 

  • Помочь ребенку увидеть как сильные (прежде всего), так и слабые стороны других людей. Не скрывать свои слабые стороны. Чаще относиться с юмором по отношению к своим слабостям.

 

Как общаться с ребенком, не лишая его инициативы?

 

Дети  не смогут обнаружить и использовать свои внутренние ресурсы и испытать  силу своих потенциальных возможностей, если для этого нет  соответствующих условий. Ответственности нельзя обучить.  Ответственности научаются только на собственном опыте. Когда мы  принимаем решения за ребенка, мы лишаем его возможности  самореализовываться, проявлять инициативу и творческие способности,  приобретать автономность.

 

Дети тысячи раз в день в самых разнообразных ситуациях провоцируют  нас на принятие решений за них: «Во что мне поиграть?», «Какую рубашку  мне надеть?», «Каким цветом рисовать небо?» и т. д.

 

Как быть…

Использовать  ответы, возвращающие ребенку ответственность, тем самым помогая ему  обрести внутреннюю мотивацию и чувствовать себя хозяином ситуации.

Например, ребенок протягивает воспитателю кубик и спрашивает: «Что это?»

Невероятное удовольствие слышать вопросы детей.

Вот уж где простор для педагогической самореализации – понять  вопрос, сделать мгновенный вывод о любознательности и уме ребенка, о  сфере его интересов, вывернуться самой наизнанку и показать свою

 осведомленность и мало ли чего еще. Случается – вопрос короткий и  конкретный. Ответ пространный и многозначительный.

 

Смысл этого вопроса не в познании. Назвать игрушку – значит подавить  креативность ребенка, структурировать его деятельность или удержать  инициативу в собственных руках. Ответственность можно вернуть, сказав:  «Это может быть всем, чем ты захочешь».

 

В зависимости от вопроса ответ может звучать иначе: «Реши сам», «Это ты можешь сделать/выбрать/придумать сам».

 

Если ребенку нужна помощь, чтобы справиться с работой, которую он не  может закончить сам, без посторонней помощи, можно сказать: «Покажи  мне, что именно я должна сделать», «Скажи мне, что сделать, чтобы  помочь тебе».

 

Когда ответственность возвращается к ребенку, он начинает думать и  придумывает такие варианты действий, которые не пришли бы на ум  взрослому.

 

Как развивать любознательность ребенка?

 

На  протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые  должны создавать благоприятные условия для развития у него  любознательности, которая затем перерастает в познавательную  активность. Если мы не научим ребенка мыслить в детском саду, то учить

 его этому в школе будет неэффективно, потому что ушел безвозвратно  наиболее благоприятный период для развития мышления ребенка.

 

Как быть…

 

Много  рассказывайте детям об увиденном, побуждайте детей наблюдать, выделять,  обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначение  предметов, делитесь воспоминаниями из своего детства.

 

Проводите с детьми целенаправленную работу по упорядочиванию их  представлений о мире. Собственным примером демонстрируйте бережное,  созидательное отношение к окружающим людям, к предметам.

 

Поддерживайте интерес к познанию окружающей действительности с  помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и  экспериментирования.

 

Побуждайте детей задавать вопросы об окружающей действительности, об интересующих объектах и явлениях.

 

Выводите детей на экскурсии для накопления непосредственных впечатлений.

 

Знайте интересы и привязанности ребенка и учитывайте его интересы и  пожелания при планировании и проведении познавательно-развлекательных  мероприятий.

 

Предлагайте детям развивающие игры типа: «Найди отличия», «Составь  картинку», «Путаница», «Что было бы, если…», «Какой игрушки не стало?»  и др.

 

Создавайте дома или в детском саду условия для самостоятельной  познавательной деятельности. Например, создайте уголки  экспериментирования, внесите песок и воду, создайте возможность для

 приготовления пищи. Развесьте различные схемы, модели, карты,  пиктограммы, позволяющие детям действовать самостоятельно.

 

Занимаясь с ребенком, создавайте условия для более эффективного  развития отдельных познавательных процессов. Например: развивать  воображение в изобразительной деятельности и др.

 

Сдерживайте себя! Не стремитесь сделать за ребенка то, что он может  сделать сам, не давайте готовых ответов на вопросы детей, побуждайте их  думать, рассуждать, высказывать свои предположения. Пусть дети  придумывают варианты решений разных ситуаций. Не забывайте при этом  предоставлять детям право выбора.

 

Как помочь ребенку планировать свою деятельность?

 

Мы  говорим: важно воспитать самостоятельность, ответственность; ребенок –  субъект своей деятельности; работа с детьми должна строиться с учетом  собственной активности ребенка.

 

Вместе с тем иные воспитатели настолько привыкли продумывать,  выстраивать и организовывать каждую минуту жизни детей в детском саду,  что доныне пишут в конспектах занятий возможные ответы детей на вопросы  воспитателя. Попробуйте спросить детей вашей группы: «Что сейчас будет,

 что будет после занятий?» – «Не знаю».

Это истина. И это камень преткновения.

 

Как быть…

Принять  как данность то, что даже маленький, 2-3-летний ребенок НЕ МОЖЕТ БЫТЬ,  а ЯВЛЯЕТСЯ субъектом собственной деятельности. Он сам вам об этом  заявляет, утверждая и настаивая: «Я сам!»

 

Твердо знать, что у ребенка есть компетенции, полученные им по праву  рождения человеком: действовать, двигаться, общаться, включаться в  группы и выходить их них, играть. Это его право.

 

Чтобы право не превратилось в анархию и беспорядочность, можно и нужно помочь ребенку планировать его деятельность.

 

Установить обязательное (прежде всего, для вас) время, когда вы все  вместе планируете весь день, или только время после сна, или  предстоящее всему детскому коллективу дело. Например, это может быть

 утро понедельника (утро радостных встреч) или утро каждого дня до/после  завтрака.

 

Коротко расскажите детям, что вы предлагаете им: «Сегодня у нас два  занятия. На рисовании я помогу вам научиться рисовать птичку. А на  математике мы будем считать до десяти». Это первый шаг, и только о  занятиях. Второй и многие другие: «Подумайте и решите, чем бы вы сами  хотели сегодня заниматься».

 

Поддержите ребенка, первым высказавшего свою идею: «Андрюша решил  построить дом. Где ты его будешь строить? Какие материалы тебе нужны? С  чего ты начнешь? Нужны ли тебе помощники? Кого бы ты хотел пригласить  строить вместе с тобой? Что ты поручишь Илюше? И т. д.

Важно, чтобы у детей формировался образ и образец планирования.

Не забывайте о планах детей. Спрашивайте о результатах, успехах и неудачах.

Следует ли включать в планирование сразу всю группу? Это будет  зависеть от вас, детей вашей группы и дела, о котором вы хотите  поговорить.

 

Как облегчить ребенку расставание с родителями?

 

Болезненная  разлука с родителями может возникнуть у детей любого возраста. Детям  тяжело расставаться с родителями по многим причинам – это и страх  разлуки, и плохое настроение, и конфликт между ребенком и родителем, и  долгий перерыв в посещении детского сада, и др. Со стороны  педагогического персонала требуется поддержка, важно успокоить ребенка,  объяснить, что родители вернутся за ним, а во время их отсутствия о нем  позаботятся.

 

Как быть…

РОДИТЕЛЯМ

Один  из вариантов – пройти вместе с ребенком в группу и оставаться там в  течение некоторого времени, чтобы ребенок мог найти себе занятие по  интересам.

 

Обязательно прощайтесь с ребенком и говорите ему, когда вы за ним  вернетесь. Ритуалы прощания могут быть разные: поцеловать ребенка,  прочитать прощальное стихотворение, прощаться ручками, носиком,  глазками, помахать рукой, посмотреть в окно, как уходит мама, ввести  ребенка в группу и др.

 

Оставьте какие-то свои вещи ребенку, чтобы ему не было одиноко: фотографию, расческу, заколку, шарфик и др.

ВОСПИТАТЕЛЯМ

Выясните, какие игрушки и какие занятия интересуют ребенка, и предложите их ему, когда он появится в группе.

Уделяйте ребенку дополнительное внимание, пока он привыкает к обстановке и успокаивается.

Встречайте ребенка в приемной с улыбкой, радостью, что он пришел к вам в группу.

Увлеките ребенка интересной игрушкой, сюрпризным моментом, интересным заданием или вовлеките его в коллективную игру.

Поговорите с ребенком, скажите ему, что вы понимаете его чувства.  Дайте возможность ребенку выразить свои чувства в рисовании или  разговоре со взрослым, которому он доверяет, или с «лучшим другом».

 

Разрешайте ребенку приносить с собой из дома любимую игрушку, книгу.  Прочитайте книгу для всех детей, пусть ребенок научит других детей  играть в свою любимую игру.

 

Порекомендуйте родителям первое время забирать ребенка пораньше, чтобы он не остался последним в группе.

 

И, что самое важное, создайте вокруг ребенка обстановку безопасности и заботы.

 

Как помочь ребенку заснуть в тихий час?

 

Тихий  час – это время тепла и покоя. Однако иногда он для некоторых детей  превращается в настоящую пытку. Дети с трудом дожидаются окончания  этого режимного момента. Взрослые призывают соблюдать правило тишины и  контролируют поведение детей. Сделать дневной сон безмятежным вы  сможете, если обратите внимание на создание правильной атмосферы,

 проведете с детьми специальные успокоительные процедуры.

 

Как быть…

По возможности затемните помещение спальни и включите детям негромкую спокойную музыку, пусть она играет во время тихого часа.

Соблюдайте режим, не стремитесь детей уложить пораньше, важно, чтобы дети испытывали усталость перед сном.

Перед сном почитайте детям или спойте песенку, дайте им возможность хотя бы 10 минут полежать и полистать книжки.

Используйте игрушки, другие предметы, помогающие ребенку уснуть.

Между кроватками сделайте расстояние 0,5–0,7 метра, чтобы дети не  мешали друг другу. Детей, которые спят рядом, положите валетом.

Напомните детям установленные вами правила на время тихого часа.

Посидите с теми, кому это необходимо, на кроватке, погладьте их по спинке, помассируйте.

Некоторым детям нужно поворочаться с боку на бок, чтобы уснуть, предоставьте им эту возможность.

Вы сами можете ненадолго прилечь, так как дети любят делать то же самое, что и взрослые.

 

Если дети специально поднимают шум и будят других детей, спокойно  переведите ребенка в другое помещение, ничем не показывая своего  недовольства. Скажите ребенку, что он вернется в общую комнату сразу,  как только сможет лежать тихо.

Повторяйте эту процедуру до тех пор, пока он не угомонится.

 

Если дети очень активные и шумные, поставьте кровати между полками и  шкафами, создайте ширмы, чтобы разгородить помещение на несколько  спальных уголков.

 

Некоторые дети просто не спят днем. Тем не менее им тоже нужен  отдых. Попросите их немного полежать (30–40 минут), а затем поднимите и  дайте поиграть в спокойные игры или тихо чем-то заняться в другой

 комнате.

Никого не поощряйте за сон, ведь сон – это не та вещь, которую  ребенок может контролировать сам. Однако детям, которые не спали, но  выполняли все правила, скажите, что они поступили хорошо, что не мешали  спать другим детям.

 

Как удержать беспорядок в разумных пределах?

 

Беспорядок в  комнате или группе детского сада может просто означать, что дети играют  увлеченно, старательно, азартно. Если дети не умеют пользоваться  материалами, игрушками, то они могут оставлять после себя разбросанные  предметы, мусор. Тем не менее если беспорядок выходит за все границы,  то это может привести к хаосу, трате большого количества времени на  уборку, порче мебели, одежды, пособий. А это далеко не обрадует никого  из взрослых.

 

Как быть…

Выработайте с детьми правила или напомните об уже существующих правилах пользования материалами, уборки рабочего места и др.

 

Сделайте на полки с игрушками и материалами маркировочные таблички  (для маленьких детей – картинки, для старших – ярлычки со словами),  чтобы дети знали, где что должно лежать.

 

Внимательно следите за ходом игры детей. В случае затруднения  покажите детям, как можно рационально использовать разные материалы.  Если ребенок оставил после себя беспорядок, верните его туда, где он  работал, для наведения порядка.

 

Придумайте с детьми дежурство, чтобы каждый день кто-то из детей  отвечал за порядок в книжном уголке, уголке рисования, строительства,  настольных игр и др.

 

Устраивайте с детьми один раз в неделю (или один раз в месяц)  «санитарный день» или игру «А у нас порядок». Постарайтесь это  мероприятие сделать для детей интересным, веселым, но не очень длинным.  Обязательно отмечайте, каким уютным и красивым становится помещение.

 

Пусть одежда детей на занятиях ручным творчеством будет такой,  которую не жалко бы было испачкать красками, клеем или пластилином.

 

Пусть во время рисования, лепки, конструирования у ребенка будет  возможность при необходимости помыть или хотя бы протереть руки.

 

Накройте стол бумагой или клеенкой, чтобы его не запачкать,  постелите газеты под стол, чтобы не испачкать пол и после работы можно  было бы легко убрать газеты.

 

Приобретите корзинки для мусора и поставьте их вблизи от того места,  где дети занимаются творчеством, дети будут чаще ими пользоваться.  Заведите щетку, которой можно сметать со стола, – это занятие очень  нравится детям.

 

Введите закон: прежде чем начинать заниматься чем-то другим, каждый ребенок обязан все за собой убрать на прежнее место.

 

На собственном примере приучайте детей к порядку. Когда вы будете  сами демонстрировать детям соблюдение порядка, они начнут следовать  вашему примеру.

 

Как обеспечить порядок, не говоря детям «нет»?

 

Фантазии  детей безграничны. Печенье в виде «футбольного мяча», разрисованные  «дивным узором» обои или каша-малаша в центре песка и воды – далеко не  предел. Главное, за большинством из детских выходок нет желания  досадить взрослым любыми способами. Есть увлеченность делом,  неосведомленность о «взрослых ограничениях», недостаточные навыки.

 

Как предупредить возникновение проблемы

 

  • Прежде всего, следует заранее договориться о правилах. Например: песок – в песочнице. И никаких исключений «для одного разика». Так как дети могут  забыть правило в пылу игры, вместе нарисуйте его и повесьте там, где  оно может служить своевременным напоминанием.

 

  • Зная, что движения азартно играющих детей могут стать импульсивными, размашистыми и, как следствие, приводящими к тому, что мука рассыпается, вода проливается, а краска капает, обязательно

 используйте халатики, нарукавники, подкладки и пр. Например, для  занятий творчеством (рисованием, лепкой, аппликацией и т. п.) можно  использовать старую мужскую (папину) рубашку с подрезанными рукавами.  Большие пластиковые пакеты для мусора с прорезанными в них отверстиями  для головы и рук уберегут одежду детей во время игр с водой и песком;  подстеленные на пол и на стол газеты позволят сберечь время и нервы  взрослого как во время игр с водой, так и во время творческого

 рисования.

 

  • Не скупитесь на мусорные корзины, ставьте их там, где они нужны реально.
  • Предусматривайте возможность для рисования «с душой» – вместо маленьких листочков бумаги предложите детям рулон обоев.

 


Психолог рекомендует…

 

Четыре заповеди мудрого родителя

Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.

 

  1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого.

 

Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики, «сечёт» в компьютере. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!

 

  1. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми.

 

Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награждён очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой? Если разговор о том, что «Мишенька из 2 подъезда непревзойдённо играет на скрипочке», происходит в присутствии вашего ребёнка, а в ответ похвалиться нечем – лучше всё равно что-нибудь скажите.

 

  1. Перестаньте шантажировать.

 

Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая несчастная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!»

 

  1. Избегайте свидетелей.

 

Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните почему так делать нельзя. Вот тут малыша призывать к стыду вполне уместно.

 

Главное – не забывать, что у всего должна быть мера.